Фасилитация простыми словами, 50 терминов фасилитатора!

Добро пожаловать в удивительный мир тренерства и фасилитации! Это захватывающее, сложное и интересное место, а временами совсем непонятное. Как раскрыть, что такое фасилитация простыми словами? Постоянно растет количество терминов и кажется что у фасилитаторов свой жаргонный язык. Но этой статьей мы решили вам помочь и раскрыть 50 терминов в фасилитатора которые хорошо бы знать каждому!

Оглавление
  1. 1. Адженда, что это или кто это?
  2. 2. Эджайл
  3. 3. Мозговой штурм
  4. 4. Брейкаут сессия
  5. 5. Коллаборация, коллаба
  6. 6. Фреймворк 4C (Collect, Choose, Create, Commit)
  7. 7. Сумашедшие восьмерки (Crazy 8s)
  8. 8. ЛПР
  9. 9. Дизайн-спринт
  10. 10. Дизайн-спринт 2.0
  11. 11. Дизайн-мышление
  12. 12. Точечное голосование 
  13. 13. Энерджайзер
  14. 14. Эксперты
  15. 15. Фасилитация простыми словами
  16. 16. Навыки фасилитации
  17. 17. Фасилитатор или ведущий встречи
  18. 18. Пять почему или докапушки
  19. 19. Вопросы КММБ (Как мы могли бы) 
  20. 20. Гибридная встреча
  21. 21. Ледокол 
  22. 22. Идея
  23. 23. Матрица воздействия/усилия
  24. 24. Освобождение структур
  25. 25. Молниеносное решение (LDJ)
  26. 26. Молниеносные демонстрации
  27. 27. Митинг это просто встреча
  28. 28. Протокол собрания
  29. 29. MVP (минимально жизнеспособный продукт)
  30. 30. Парковка
  31. 31. Постановка проблемы 
  32. 32. Решение проблем
  33. 33. Прототип
  34. 34. Удаленный дизайн-спринт
  35. 35. Ретроспектива
  36. 36. Парусник 
  37. 37. Скрам
  38. 38. Последовательность обсуждений 
  39. 39. Стикеры
  40. 40. Стратегия
  41. 41. Тестирование
  42. 42. Таймбоксинг
  43. 43. Нарушитель спокойствия 
  44. 44. Путь пользователя 
  45. 45. Визуальное мышление
  46. 46. ​​Каркасы
  47. 47. Работать вместе, в одиночку
  48. 48. Мастерская
  49. 49. Упражнение в мастерской 
  50. 50. Рецепт мастерской

1. Адженда, что это или кто это?

Аджена это по простому “повестка дня” определяет структуру вашей встречи или семинара. В ней подробно описываются темы для обсуждения и действия, которые необходимо охватить, а также временные рамки, отведенные для каждой темы. В зависимости от того, насколько детализирована ваша повестка дня, вы также можете назначить конкретного докладчика или ведущего по каждому пункту. Повестки дня имеют важное значение, особенно в реалиях очень долгих собраний, где коллеги часто любят уйти в стороны или налить воды. Повестка дня позволяет сосредоточить ваше собрание или семинар на достижении конкретной цели в каждом её этапе.

2. Эджайл

Проще говоря, Agile — это подход организации работы, связанный с управлением проектами и разработкой программного обеспечения, но все чаще используется в любой работе. И кстати позволяет заметно повысить её эффективность.

Agile-команды используют итеративный подход к своей работе, работая более короткими повторяемыми циклами/спринтами для получения конкретной ценнсти в конце каждого спринта, а не дожидаясь окончательного запуска в течение длительного периода времени. Например, вы можете работать двухнедельными циклами над разработкой и запуском определенной функции продукта, а затем потратить следующий двухнедельный цикл на улучшение этой функции. 

3. Мозговой штурм

Мозговой штурм — это метод, используемый для решения проблем и выработки как можно большего количества идей и потенциальных решений. Штурм можно проводить в одиночку или в группе, и вы можете записывать свои идеи или делиться ими в устной форме. Сеансы мозгового штурма изначально направлены на генерирование большого количества идей, не слишком зацикливаясь на качестве или осуществимости. Ведь поработать с качеством идей можно после штурма.

Мозговой штурм

Тут подробнее о мозговом штурме.

4. Брейкаут сессия

Это часть вашего собрания или семинара, на которой участники отрываются от основной группы, чтобы обсудить или поработать в небольших группах или парах. Посидели, пообсуждали вместе, а потом разошлись на короткий промежуток времени чтобы детализировать например идеи в мини группах. Сессии в группах могут быть структурированными (например, посвященными определенному виду деятельности) или произвольной формы.

5. Коллаборация, коллаба

Коллаборация это когда группа людей собирается вместе, чтобы использовать свой коллективный творческий потенциал и опыт для создания и изучения различных идей и решений. Сотрудничество имеет решающее значение, потому что оно опирается на множество различных точек зрения и выходит за рамки видения одного человека. Это ключ к прогрессу и инновациям!

6. Фреймворк 4C (Collect, Choose, Create, Commit)

Фреймворк 4C был разработан Джонатаном Кортни, генеральным директором и основателем AJ&Smart. По сути, это модель мастерской, которая направлена ​​​​на то, чтобы избавиться от «рутинной работы» и повысить производительность и прогресс среди команд. 

Четыре компонента модели: «Собрать-Collect» (сбор информации и проблем), «Выбрать-Choose» (решить, на какой проблеме сосредоточиться), «Создать-Create» (предложить идеи и решения) и «Совершить-Commit» (создать план действий для воплощения идей и решений в реальность). То что нужно ведь! Ато сидишь иногда на совещаниях по три часа и так и не приходишь к решениям.  

7. Сумашедшие восьмерки (Crazy 8s)

Crazy 8s — это упражнение, обычно используемое в Дизайн спринтах и других встречах для генерации идей. Это быстрое упражнение по наброску, в котором участникам предлагается набросать восемь различных идей за восемь минут. Цель «Безумных восьмерок» — выйти за рамки вашей первой идеи (которая часто является наименее инновационной) и создать широкий спектр решений для данной задачи. 

8. ЛПР

ЛПР – это лицо, ответственное за принятие решений на ваших тренингах и встречах. Это человек, который в конечном итоге несет ответственность за принятие окончательного решения. В то время как решения и результаты в идеале достигаются совместно, важно иметь человека, который может продвинуть дело вперед и избежать застревания группы. 

9. Дизайн-спринт

Дизайн -спринт — это процесс, в ходе которого вы создаете и тестируете прототип всего за пять дней. Дизайн-спринт был создан в Google Ventures (GV) — это подразделение Гугла, которое инвестирует в перспективные стартапы и помогает им развиваться. Вы собираете небольшую команду, составляете свое расписание на неделю и следуете процессу Design Sprint, чтобы быстро перейти от проблемы к проверенному решению. 

Дизайн спринт

10. Дизайн-спринт 2.0

Design Sprint 2.0 — это обновленная версия оригинального Design Sprint. В то время как первоначальный формат занимает пять дней, Design Sprint 2.0 занимает всего четыре дня, а полная команда спринта требуется только на два дня. Design Sprint 2.0 был оптимизирован для работы не только в стартапах, но и в крупных организациях, у которых не всегда есть время на целую неделю. 

дизайн спринт фасилитация простыми словами

11. Дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это ориентированный на человека подход к решению проблем. Он берет свое начало в мире дизайна, но может быть применен ко всем видам сложных проблем и задач в различных отраслях. Процесс дизайн-мышления заставляет вас сопереживать вашим пользователям, определять их потребности и проблемы, придумывать потенциальные решения, а затем создавать прототипы и тестировать их. 

Основное преимущество дизайн-мышления заключается в том, что оно побуждает вас сосредоточиться на людях, для которых вы создаете решения, что в конечном итоге приводит к созданию более качественных продуктов, услуг и процессов. 

12. Точечное голосование 

Это так же просто, как следует из названия. Точечное голосование — это метод принятия решений, используемый на собраниях и семинарах. Участникам выделяется определенное количество «точек» (то есть голосов), которые они могут прикрепить к своим любимым идеям. К концу, мы надеемся, будет явный победитель (или несколько явных победителей), помогающий группе продвигаться к лучшему решению. 

13. Энерджайзер

Семинары и встречи могут быть утомительными, независимо от того, насколько интересна тема. Здесь на помощь приходят стимуляторы. Это быстрые и веселые занятия, которые чередуются с программой, чтобы зарядить энергией комнату и снова вовлечь группу. 

Фасилитация простыми словами, 50 терминов фасилитатора!

14. Эксперты

Ваш дизайнерский спринт или семинар может включать компонент «Спросите экспертов». В этом контексте эксперты — это те сотрудники организации, которые могут предоставить ценную информацию и уникальный взгляд на проблему, которую вы пытаетесь решить. 

15. Фасилитация простыми словами

Фасилитация — это и навык, и процесс, помогающий группам работать более продуктивно и совместно. Он включает в себя уникальный набор навыков, методов и стратегий, направленных на поощрение и облегчение сотрудничества, что в конечном итоге помогает группе достичь своих целей. 

Фасилитация также теперь представляет собой целый карьерный путь сам по себе. Подробнее о том , почему фасилитация — это навык будущего, вы можете узнать из этой статьи.

16. Навыки фасилитации

Это навыки, необходимые для эффективного проведения встреч и семинаров. К наиболее важным навыкам фасилитации относятся такие вещи, как тайм-менеджмент, адаптивность и способность заряжать группу энергией и давать четкие инструкции — и это лишь некоторые из них. 

Здесь мы описали 9 основных навыков эффективного фасилитатора.

17. Фасилитатор или ведущий встречи

Фасилитатор — это назначенное лицо, которое поддерживает группу в достижении ее целей на протяжении всей встречи или семинара. Выбранный вами фасилитатор может быть кем-то из организации, обладающим необходимыми навыками фасилитатора (см. номер 16 в нашем глоссарии), или это может быть профессиональный внешний фасилитатор. 

Узнайте больше: Кто такой ведущий встречи и как им стать?

18. Пять почему или докапушки

«Пять почему» — это стратегия углубления и выявления основной причины конкретной проблемы. Включает в себя вопрос «Почему?» пять раз, чтобы пнять, что происходит на самом деле (а не то, что, как вы могли бы предположить, происходит). Конечно вместо почему можно использовать: “а зачем?”, “а как?”, и другие вопросы.

19. Вопросы КММБ (Как мы могли бы) 

Вопросы «Как мы могли бы?» — это способ представить проблемы как возможности. То, как они структурированы, уступает место решениям, что делает КММБ отличным методом создания идей и решения проблем. 

20. Гибридная встреча

В гибридной встрече или семинаре участвуют как личные, так и удаленные участники. Поскольку все больше и больше компаний внедряют гибридные модели работы, гибридные встречи становятся все более распространенными. Гибридные встречи сопряжены со своими уникальными проблемами, поэтому важно соответствующим образом адаптировать свой подход. 

21. Ледокол 

Ледоколы — это быстрые, беззаботные действия, которые используются в начале семинара или встречи, чтобы разогреть группу. Они помогают облегчить некоторую первоначальную неловкость, которая часто ощущается в условиях семинара, и помогают группе чувствовать себя комфортно и быть готовыми к сотрудничеству. 

22. Идея

Идеи — это и этап процесса дизайн-мышления (обратитесь к номеру 11 в нашем глоссарии), и общий процесс генерирования широкого набора идей и решений. Мозговой штурм является одним из примеров формирования идей. Идеи должны быть зоной, свободной от суждений, где приветствуются все «внешние» идеи. 

23. Матрица воздействия/усилия

Матрица воздействия/усилий — это инструмент принятия решений, который помогает командам расставить приоритеты, на каких действиях следует сосредоточиться. При использовании матрицы воздействия/усилий каждая потенциальная идея взвешивается на основе уровня усилий, необходимых для ее реализации, по сравнению с потенциальным воздействием или выгодами. Основываясь на этой оценке, идеи могут быть признаны быстрыми победами (или легко висящими плодами), крупными проектами с долгосрочным эффектом, дополнениями или пустой тратой времени. 

Матрица воздействия/усилий
Фасилитация простыми словами

24. Освобождение структур

Освобождающие структуры — это набор методов, направленных на «освобождение» людей (то есть команд) от традиционных, ограничительных или неорганизованных структур рабочего места, которые мешают им выполнять свою работу наилучшим образом. Ваша команда устала от отчетов, презентаций или наоборот слишком свободна и не двигается, это именно про то как вносить изменения в структуры так чтобы процесс действительно улучшался. Освобождающие структуры дают людям возможность вводить новшества, быть творческими и добиваться прогресса.  Освобождающие структуры были собраны Китом Маккандлесом и Анри Липмановичем. Эти структуры были опубликованы как на сайте Liberating Structures, так и в книге Liberating Structures.

25. Молниеносное решение (LDJ)

Lightning Decision Jam (или LDJ) — это простое групповое упражнение, созданное AJ&Smart для обеспечения продуктивного структурированного подхода к выдвижению идей и принятию решений. Запуск занимает около сорока минут, и он подходит для удаленных, личных и гибридных семинаров.

26. Молниеносные демонстрации

Демонстрации Lightning используются для получения вдохновения перед генерацией идей. В частности, они сосредоточены на изучении существующих продуктов и услуг, которые можно использовать для вдохновения ваших собственных. Участники проводят исследование индивидуально, прежде чем представить свои результаты группе. 

27. Митинг это просто встреча

Митинг — это, по сути, собрание людей для обмена обновлениями статуса или обсуждения определенных проектов, идей или инициатив. Семинары больше ориентированы на сотрудничество и деятельность, они сосредоточены на достижении определенного результата. Как поясняет Nielsen Norman Group : «Встречи — это место, где обсуждаются вопросы. Семинары — это место, где что-то делается. 

28. Протокол собрания

Протокол собрания — это заметки, которые фиксируют то, что обсуждалось, и решения, принятые во время собрания. Они предоставляют официальный отчет о собрании для дальнейшего использования. 

29. MVP (минимально жизнеспособный продукт)

MVP — это самая простая, облегченная версия продукта, необходимая для его запуска и использования клиентами/конечными пользователями. Запуск MVP позволяет вам получать отзывы и развивать продукт на основе вашего понимания того, чего хотят и в чем нуждаются пользователи. 

MVP минимально жизнеспособный продукт

30. Парковка

Метод парковки используется фасилитаторами, чтобы «припарковать» идеи и вопросы, которые не входят в программу семинара. Это простая, но эффективная техника для того, чтобы держать дискуссию в фокусе, не игнорируя при этом точки зрения людей. Вы можете просто записывать такие моменты по мере их возникновения и обещать вернуться к ним позже.

Упражнение парковка, фасилитация простыми словами

31. Постановка проблемы 

Формулирование проблемы — это метод семинара, используемый для четкой формулировки проблемы, которую необходимо решить. Точное определение проблемы является ключом к поиску правильных решений и, в конечном счете, к предоставлению вашим конечным пользователям того, что они хотят, поэтому это важная отправная точка для любого семинара. 

32. Решение проблем

Решение проблем заключается в понимании конкретной проблемы и поиске возможных решений. Включает в себя определение проблемы (или формулировку проблемы — см. номер 31 в нашем глоссарии), поиск возможных решений, оценку решений и выбор одного из них для реализации, а также внедрение и отслеживание выбранного решения. Решение проблем применимо ко всем видам проблем в работе и жизни, и это важный навык. 

33. Прототип

Прототип — это модель или представление того, как продукт будет выглядеть и/или функционировать после его разработки. Точность прототипов варьируется от базовых бумажных моделей до высококачественных интерактивных цифровых прототипов, которые очень похожи на реальный продукт. Создание прототипа — это ключевой этап процесса Design Sprint (см. номер 9 в нашем глоссарии). 

34. Удаленный дизайн-спринт

Мы определили Design Sprint (и Design Sprint 2.0) ранее в нашем глоссарии (пункты 9 и 10). Удаленный дизайн-спринт представляет собой виртуальную интерпретацию оригинального рецепта дизайн-спринта, позволяя адаптировать метод спринта для удаленных и распределенных команд. 

35. Ретроспектива

Ретроспектива — это тип семинара, на котором оглядываются на прошлый проект или инициативу, чтобы проанализировать, что было хорошо, а что можно было бы улучшить. Это отличный способ завершить проект, отметить достижения команды и сгладить болевые точки для будущих проектов. 

Здесь вы найдете подборку лучших ретроспективных упражнений .

36. Парусник 

Парусник — это техника, используемая в мастер-классах по ретроспективе (см. номер 35 в нашем глоссарии). Вы просите команду представить рассматриваемый проект как парусную лодку и определить скалы (риски), якоря (проблемы отсрочки), ветер (вещи, которые продвигают проект) и землю (цели). 

У Миро есть удобный путеводитель, показывающий, как провести ретроспективу парусника здесь .

37. Скрам

Согласно официальному определению Scrum.org , Scrum — это облегченная структура, которая помогает людям, командам и организациям создавать ценность за счет адаптивных решений сложных проблем. Это связано с гибким способом работы (см. номер 2 в нашем глоссарии), следуя итеративному подходу, который разбивает проекты на короткие циклы. 

38. Последовательность обсуждений 

Последовательные обсуждения предлагают более структурированную альтернативу открытым обсуждениям в свободной форме (что особенно важно в контексте семинаров, когда вы хотите сосредоточиться на конкретной цели). Например, вы можете упорядочить обсуждения на своем семинаре, чтобы сначала сосредоточиться на проблеме или задаче. Только когда эта фаза обсуждения завершена, вы можете перейти к следующей последовательности: поиску решений. 

39. Стикеры

Наклейки (или стикеры Post-it) — неотъемлемая часть набора инструментов любого фасилитатора. В бумажной или цифровой форме стикеры позволяют фиксировать отдельные идеи.

и легкое объединение этих идей в общие темы. Для выполнения большинства практических упражнений потребуются стикеры, поэтому убедитесь, что у вас всегда есть их под рукой. 

40. Стратегия

Стратегия — это план действий, который поможет вам достичь ваших долгосрочных всеобъемлющих целей. С точки зрения бизнеса, он смотрит на то, где вы хотите быть и как вы туда доберетесь. Фасилитаторы могут быть приглашены для проведения семинаров или совещаний по стратегии, чтобы помочь определить и проанализировать стратегии и определить наиболее важные стратегические инициативы и направления действий.

41. Тестирование

Тестирование является ключевым компонентом как метода «Дизайн-спринт», так и подхода «Дизайн-мышление» к решению проблем (см. номера 9 и 11 в нашем глоссарии). Когда вы придумываете идею, прототип или MVP, вам нужно протестировать их, чтобы увидеть, как они работают, когда их представляют реальным пользователям. Тестирование позволяет получить отзывы о своих идеях и улучшить их, что в конечном итоге приблизит вас к успеху. 

42. Таймбоксинг

Тайм-боксинг — это просто процесс выделения установленного периода времени для конкретной задачи или действия. Ограничение времени полезно для поддержания эффективности и уверенности, что вы сможете охватить все необходимые моменты и упражнения во время данного семинара. 

43. Нарушитель спокойствия 

О, о. Надеюсь, вы не встретите их слишком много, но просто знайте, что они есть! Нарушители спокойствия (или скептики семинаров) — это те, кто не убежден в ценности семинаров или приходит со своими собственными планами. Обнаружение нарушителей спокойствия и борьба с ними — важный навык фасилитатора.

44. Путь пользователя 

Путь пользователя — это визуальное изображение всех шагов, которые пользователь проходит для достижения своей цели. Например, если вы рассматриваете путь пользователя на сайте электронной коммерции, вы должны наметить каждый его шаг: от входа на сайт до просмотра желаемых продуктов и завершения покупки. Карты пути пользователя помогут вам встать на место клиента и рассмотреть продукт с его точки зрения, всегда обеспечивая ориентированный на пользователя подход. 

45. Визуальное мышление

Визуальное мышление (т.е. мышление образами) — это процесс визуального сообщения, передачи и организации мыслей и идей. Он все чаще используется в бизнесе для решения сложных проблем и выработки новых идей. 

46. ​​Каркасы

Вайрфреймы представляют собой схему того, как будет структурирован цифровой продукт (обычно приложение или веб-сайт). Они изображают различные элементы, которые будут представлены на каждой странице или экране, а также общий макет и иерархию. Каркасы обычно используются UX-дизайнерами, но они также полезны для конкретизации идей во время или после семинара по дизайн-мышлению. 

47. Работать вместе, в одиночку

Это практика совместной, но индивидуальной работы. Это может показаться противоречивым, но это очень эффективно. По сути, это когда люди работают над одним и тем же заданием или заданием в режиме реального времени, вместе друг с другом, но выдвигают свои собственные идеи, а не обсуждают их в группе. Совместная работа в одиночку — отличный способ убедиться, что каждый делится своими истинными мыслями и идеями, а не подвергается влиянию группового мышления. 

48. Мастерская

Семинар — это увлекательное совместное занятие, направленное на решение проблем и задач в группе. Он обеспечивает структурированную основу для сотрудничества и достижения конкретных целей и результатов. Семинары сосредоточены на решении одной конкретной задачи за раз, отдавая приоритет прогрессу и практическим результатам, а не нечетким обсуждениям без четких результатов. 

49. Упражнение в мастерской 

Упражнения семинара — это действия, которые вы выполняете на протяжении всего семинара, чтобы подтолкнуть группу к решению. Есть практические упражнения на все: формулирование проблем, решение проблем, генерация идей, принятие решений и многое другое! 

50. Рецепт мастерской

Рецепт мастерской — это основа, которой вы можете следовать, чтобы проводить различные виды семинаров. Он включает в себя смесь различных упражнений (ингредиентов вашего семинара), которые помогут вам достичь конкретной цели — будь то определение проблемы, выдвижение идей или принятие решений. Вы можете использовать проверенные, заранее определенные рецепты мастерской или, как только вы станете опытным мастером, разработать свои собственные. Мир это твоя жемчужина!

Итак, вот оно: 50 терминов, которые помогут вам ориентироваться в чудесном мире тренингов и фасилитации. 

Хотите больше обучения фасилитации? Переходите на курс по фасилитации и тренерству, он бесплатный!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх