Неформальное образование – простые принципы

Когда я только начинала ходить на школы, форумы, мастер-классы в качестве участника, образовательный эффект для меня измерялся количеством полученных теоретических знаний. Очень нравилось, когда в блокноте оставалось хотя бы около 10 страниц хорошо структурированной информации. От упражнений, интерактивов и всего подобного я была совсем не в восторге.

Позже пришло понимание, что через пару лет (а то и месяцев или дней) в голове не остается ничего. А вот, казалось бы, забавную игру, необычное упражнение вспомнить гораздо легче. Да и «пощупав» проблему в такой смоделированной, априори нереалистичной ситуации, перестаешь ее бояться и начинаешь понимать, как найти пути решения.

На мой взгляд, в этом разница формального и неформального образования. Но есть и общепризнанный взгляд:

Формальное образование включает в себя начальное, среднее и высшее образование, включая профессионально-техническое и университетское образование, кульминацией которых является получение признанного сертификата, диплома, степени или профессиональной квалификации.

Информальное обучение происходит независимо от того, есть ли осознанный выбор или нет, и реализуется в выполнении действий в повседневных ситуациях и взаимодействиях, которые имеют место. Это происходит без внешней поддержки, не институционализировано и происходит в контексте работы, семьи и отдыха.

Неформальное образование и обучение характеризуется преднамеренной вовлеченностью человека в любую организацию, обеспечивающую целенаправленное образование и обучение, даже волонтерство, государственную службу, частную социальную службу и предприятия. Неформальное образование – это любой тип структурированного и организованного обучения, которое является намеренным и запланированным поставщиком образовательных услуг, но которое не приводит к формальным квалификациям, признанным соответствующими национальными органами образования.

Неформальное образование

Давайте теперь обобщим.

Неформальное образование

Это особый подход к образовательному процессу, в основе которого – опора на индивидуальные особенности и неповторимый опыт участников, а главная задача – не выдать как можно больше информации, а найти и использовать наиболее эффективные инструменты приобретения навыков или компетенций.

Несколько принципов

Равный равному

Все участники равны, а их опыт изначально признаётся как одинаково важный для образовательного процесса. Тренер также является участником процесса

Учиться во взаимодействии

Основной образовательный эффект рождается из взаимодействия участников, обмена опытом

Мотивированные участники

Чем больше заинтересованы участники, тем более эффективен образовательный продукт (именно поэтому тренер очень часто задумывается о мотивации и о том, как можно замотивировать)

Здесь и сейчас

Исследование, анализ и синтез полученных ощущений, открытий здесь и сейчас – то, на чём строится процесс в неформальном образовании

Конечно, это не энциклопедическое определение неформального образования, но это то, что важно для меня и других тренеров.

Кроме того, это далеко не все принципы.

Если вы с чем-то не согласны или вам есть чего дополнить, буду рада обсудить и ответить!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх